Все вкусы необходимы организму, но они должны гармонично сочетаться. Предпочтение одному или другому нарушает гармонию и вызывает развитие заболевания. Пища, кроме вкуса, цвета, должна быть насыщена жизненной силой (ЦИ), поэтому в Китае используют много пищевых и лекарственных трав.
Современный человек так далеко отходит от естественных факторов, что забывает о существовании вокруг него природной аптеки: имбирь, чеснок, лук, инжир, финики, гранат, морковь, тыква, редька, белокачанная капуста, семечки…
В китайском стихотворении неизвестного автора говорится:
«Кто он – повар или лекарь?
Что это – аптека или ресторан?
Рыба, мясо, овощи, зелёный лук и порей –
Изысканные блюда вытесняют таблички и пилюли.
Питательная еда – средство от всех недугов».
Императоры Китая хотели долго жить и потому заботились о сохранении своего здоровья, вкладывали большие средства в развитие медицины как науки. О здоровье императора в Китае неустанно заботился придворный врач. Если вдруг заболевал сам император или члены его семьи, врачу отрубали голову.
Кроме питания, в Китае большое значение для здоровья придавали выработке определённых правил поведения в различных ситуациях и эмоциям, как видам энергии, связанных с органами: удовольствие (сердце), меланхолия (селезенка), печаль (лёгкие), страх (почки), гнев (печень). Неуравновешенность этих чувств вызывает заболевания.
Один в стрессе смотреть не может на еду, а у другого «булимия» - «волчий голод». При чрезмерном гневе, или чрезмерной радости не следует принимать пищу. Это может повлечь за собой проблемы с пищеварением. В гневе печень «нападает» («не дружит») на селезёнку и желудок. Печень регулирует работу сухожилий, а селезенка – мышц.
Физические упражнения - цигун, тайцзи и др., а также массажи - туйна, гуаша, рук, стоп - являются неотъемлемой составляющей здоровья для каждого китайца.
Поэтому самое первое и самое ценное правило в ТКМ – «Лечение людей, не чувствующих себя больными».